Железо [80] | Новости Клана [4] |
Софт [125] | Mobile [29] |
Культура [91] | Спорт [11] |
Автоновости [34] | Проишествия [56] |
Политика [24] | Экономика [20] |
Наука [67] | Разное [291] |
Президент сказал:
Н.С. Что Вы думаете по поводу национальной идеи?
Д.М. Я стараюсь, когда говорю о концептуальных вещах, заявлять вещи, мне близкие. Я понимаю, что человеку, который занимается политической работой, иногда приходится произносить вещи, которые не ты сам готовил, а те, которые просто отражают некий общий курс. Но когда речь идет о концептуальных взглядах, я все-таки стараюсь сообразовывать это с моими представлениями. Не знаю, насколько это хорошо получается, но для меня лично важно понимать, что я не разрушил внутреннюю гармонию собственных представлений.
Теперь о национальной идее. Я действительно считаю, что разговоры о национальной идее, особенно в России, никуда не ведут. Только создают дополнительные сложности, как правило, беспредметные. Либо приводят к классическим спорам, либо к пьяной драке за столом. С другой стороны, я считаю, что каждая уважающая себя нация в тот или иной исторический период должна иметь набор ценностных представлений, которые значительная часть этой нации должна разделять. И желательно, чтобы они разделялись не по принуждению, а на основе личных убеждений.
Мне трудно оценивать, скажем, весь советский период, потому что я застал только финиш. Но все-таки я не могу считать, что социалистические идеалы, скажем, на рубеже 70-80-х годов были той национальной идеей, которая объединяла страну. Потому что кто-то в них действительно верил истово и серьезно, что само по себе достойно уважения. А кто-то их просто использовал для карьерных целей. Поэтому, на мой взгляд, это все-таки не тот набор принципов, который в тот период объединял нацию. Я допускаю, что, может быть, в 30-е годы было как-то иначе, хотя это тоже очень спорно.
Сейчас мне кажется, что набор консенсусных вещей достаточно очевиден и не может сильно отличаться от представлений, существующих в европейской традиции. Это прежде всего фундаментальные представления о правах человека, о том, как должна быть устроена экономика, как должны быть устроены общество и государство. Хорошо, если мы сумеем добиться национального консенсуса по этим вопросам. И наоборот, если мы всех опять начнем загонять под какой-то стандарт, это будет уже не национальная идея.
Но если все-таки большинство людей разделяет определенный набор принципов, считает, скажем, что экономическая модель в стране правильная, это уже хорошо. Социальная модель — гораздо более сложная вещь, но тем не менее, если люди готовы двигаться в этом направлении, – это тоже очень важно.
Может быть, такие важные вещи, как права и свободы, у нас пока до конца не научились ценить. Это, видимо, придет чуть позже. Вообще, принципы, заложенные вконституции, пока у нас не воспринимаются как напрямую работающие. Наоборот, воспринимаются зачастую с кривой усмешкой. Но у меня в этом смысле вполне оптимистический настрой. Я думаю, что крупные европейские страны или США — они ведь это тоже не с молоком матери впитали. В прошлом столетии и у них были баталии вокруг конституций. Того, какими положениями их насытить, как впоследствии осуществлять. Появилась тогда и практика конституционных судов.
Так что национальная идея — это набор ценностей, которые в конкретной исторической ситуации разделяет большинство населения страны.