Это должен знать каждый автолюбитель!

АБС

Антиблокировочная система тормозов.
Предотвращает блокировку колес при торможении. Благодаря АБС автомобиль ведет себя устойчиво даже при экстренном торможении. Также уменьшается износ покрышек, на проекторе не образуются «залысины». АБС - сложная техническая система: скорость вращения колес измеряется специальными датчиками, расположенными в ступицах, которые передают сигналы в блок управления. При угрозе срыва колес на юз мгновенно открываются магнитные клапаны, снижающие давление в тормозных цилиндрах соответствующих колес до тех пор, пока они не начнут вновь вращаться.

Автоматическое сцепление

– термин, обозначающий механизм сцепления, оснащенный сервоэлементами с гидравлическими или электрическим приводом, работающим по командам блока управления. Позволяет отказаться от педали сцепления. Ее функцию выполняют приводы, которые, помимо всего прочего, должны дозировать и величину тяги при трогании с места. Первым из современных автомобилей, оборудованных АС, был Renault Twingo. Сейчас же эта система применяется многими автопроизводителями.

Блокируемый дифференциал

– узел, предназначенный для предотвращения пробуксовки одного из колес ведущей оси и передачи излишнего усилия на колесо, имеющее лучшее сцепление с дорожным покрытием.


Вискомуфта

– элемент трансмиссии, который используется на полноприводных автомобилях вместо или вместе с межосевым дифференциалом. При пробуксовке колес одной из осей вискомуфта перераспределяет крутящий момент на ту ось, колеса которой в данный момент имеют лучшее сцепление с поверхностью. Эта система работает по принципу размешивания пудинга в миске ложкой - медленно это делать можно, но при быстром перемешивании миска будет вращаться вслед за ложкой.


Гибридный привод

– этот термин означает, что автомобиль оснащен двумя силовыми агрегатами, с помощью которых осуществляется привод. Как правило, это двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель.



Гидропневматика

– система амортизации, при которой кузов опирается не на стальные упругие элементы, а на грузовые подушки.


Датчик дождя

– оптико-электронное устройство, устанавливаемое на ветровое стекло и реагирующее на его увлажнение. Используется для автоматического управления стеклоочистителями и механизмами, закрывающими люк и стекла дверей.


Дифференциал

– устройство, распределяющее крутящий момент между ведущими колесами одной оси. Необходим, так как при повороте эти колеса проделывают разный путь.



Дифференциал Торсена

– тип межосевого самоблокирующегося дифференциала, который используется, в частности, на моделях quattro фирмы «Audi».




Изофикс

– соглашение между автопроизводителями о единообразном креплении детских сидений. Главная цель подобного договора - не только повышение безопасности детских кресел, но и предоставление возможности использовать одно и то же сиденье в различных автомобилях.

Иммобилайзер

– противоугонное устройство, созданное в начале 90-х годов. При попытке похищения машины блокирует подачу топлива (или) зажигание. Наиболее эффективен второй вариант.



Интеркулер

– устройство, охлаждающее воздух, используемый для наддува. Это позволяет увеличить плотность смеси, что соответственно повышает мощность двигателя.



Каталитический нейтрализатор

– устройство для дожигания отработавших газов, в результате которого снижается содержание в них вредных веществ. Внутри корпуса этого узла находится керамический блок с большим количеством мелких сот. На поверхность каждой соты нанесено покрытие из специального сплава, в небольшом количестве содержащего платину. Забившийся катализатор способен снизить мощность двигателя.

Компрессор

– узел, нагнетающий под давлением, как правило, воздух, а в кондиционерах -хладагент. На некоторых автомобилях компрессоры используются для механического наддува с целью повысить мощность силового агрегата. Но при этом часть дополнительной энергии двигатель должен затратить на привод компрессора, что повышает расход топлива.

Лямбда-зонд

– датчик содержания кислорода в выхлопных газах. Связан с системой управления впрыском. Позволяет обеспечить оптимальный состав топливной смеси для работы нейтрализатора.




Надувная подушка безопасности (Airbag)

– нейлоновый мешок, мгновенно наполняющийся газом при столкновении автомобиля с препятствием по команде, поступающей с блока управления. Вместе с ремнями безопасности обеспечивает эффективную защиту от травм водителя и пассажиров в случае аварии. Двухступенчатые подушки в зоне передних сидений заполняются в зависимости от силы удара меньшим или большим объемом воздуха. Боковые подушки безопасности в передней части салона и надувные занавески, защищающие голову и тело, стали уже серийной комплектацией автомобилей многих фирм. Система срабатывания подушки весьма сложна, так как отрезок времени между моментами столкновения и удара водителя или пассажира о внутренние элементы салона чрезвычайно мал.

Насос-форсунка (PD)

– устройство, применяемое на дизельных двигателях, в котором в один узел объединены насос для впрыска топлива и форсунка. Мощность, требующаяся для создания давления двигателя, отбирается с распредвала. В настоящее время система PD обеспечивает максимальное давление впрыска до 2000 бар.

Натяжитель ремней безопасности

– cлужит для мгновенного натяжения ремней безопасности в случае аварии и ограничения длины траектории движения тела водителя или пассажира до момента его соприкосновения с элементами системы удержания.

Ограничитель натяжения ремня безопасности

– служит для предупреждения травм грудной клетки, вызываемых при авариях резким натяжением ремня безопасности. Это может достигаться с помощью вытачек на самом ремне или механических устройств, позволяющих ролику, наматывающему ремень, при необходимости частично поддаваться под весом человека, не отпуская его совсем. Уже есть модели, учитывающие индивидуальный вес человека.

Противобуксовочная система (ПБС)

– предотвращает проскальзывание ведущих колес и таким образом улучшает динамику разгона, а также способствует повышению устойчивости движения. Применяет два основных принципа предотвращения проскальзывания: по команде блока управления снижается тяга двигателя или подтормаживается буксующее колесо. ASR (по терминологии «Mercedes-Benz») использует для определения пробуксовывания колес датчики числа оборотов.

Стандарт выхлопа

– Он устанавливает предельное количество токсичных веществ, которое может содержаться в отработавших газах автомобиля. С 1.1.2001 все вновь регистрируемые в странах Европы автомобили должны соответствовать стандарту Евро 3. стандарт Евро 4 вводится с 1.1.2005.

Топливный элемент

– гальванический элемент, в котором электрическая энергия образуется в результате реакции окисления-восстановления между топливом (например, водородом или метанолом) и окислителем (кислородом), непрерывно поступающими к электродам. Это электрохимическое устройство способно вырабатывать электрический ток, достаточный для питания электродвигателя автомобиля. Топливные элементы (ТЭ) весьма дороги, однако из соображений престижа, некоторые автопроизводители выпускают автомобили с ТЭ, не перекладывая при этом их полную стоимость на потребителя.

Турбокомпрессор

– тип компрессора, приводящийся в действие турбиной, вращающейся в потоке выхлопных газов. Преимущество: «дармовая» энергия. Недостаток: на малых оборотах возникает эффект «турбоямы», так как энергии выхлопных газов недостаточно для запуска турбокомпрессора. По этой причине турбонаддув в основном используется на дизелях, так как вместе с выхлопными газами двигатель покидает и избыточный воздух.


Фединг

– термин, обозначающий снижение эффекта замедления при длительном и многократном торможении в течение короткого промежутка времени.

ABC

– Active Body Control - активная подвеска, противодействующая кренам кузова в поворотах и одновременно повышающая плавность хода машины. В ее работе задействована электронная система стабилизации (см. ESP). Два автомобиля выполняют поворот с одинаковой скоростью. Левый оснащен ABC. Результат: у него крен почти отсутствует, при этом обеспечивается более высокое сцепление колес с дорожным покрытием. Главные исполнительные устройства системы - гидроцилиндры.

АС

– Adaptive Cruise Control - устройство, автоматически поддерживающее постоянную скорость и безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля.

AWD

– All Wheel Drive - привод на все колеса. Аббревиатура, используемая чаще всего японскими производителями для обозначения гюлноприводных автомобилей (см. также 4 WD).

BAS

– Brake Assyst System. Аббревиатура, используемая «Mercedes-Benz» для обозначения системы, помогающей при торможении. По усилию на тормозной педали и скорости ее перемещения она распознает намерение водителя начать экстренное торможение и создает в тормозной системе давление, необходимое для обеспечения минимального тормозного пути.

Boxer

– название оппозитного двигателя, движение поршней в котором в противолежащих цилиндрах такого мотора напоминает движение рук боксеров. Термин стал широко известным благодаря популярности автомобилей VW Beetle и Porsche, оснащенных такими двигателями.

Common Rail

– система впрыска дизельного топлива с единой магистралью высокого давления (1600 бар.). Момент впрыска топлива определяется электронным блоком управления форсунками CDI – Аббревиатура, используемая на автомобилях Mercedes-Benz для обозначения дизелей с непосредственным впрыском топлива и общей магистралью высокого давления (см. Common Rail и DI).

СО

– Химическая формула окиси углерода - угарного газа, крайне опасного для здоровья человека. Возникает при неполном сгорании топлива в двигателе.

CVT

– Continiously Variable Transmission - автоматическая бесступенчатая трансмиссия на основе вариантов - механических передач с бесступенчатым (плавным) изменением передаточного числа. То, что раньше пробовали делать на старых автомобилях DAF с помощью клиновых ремней, сейчас достаточно эффективно функционирует на Audi и Honda благодаря использованию для передачи крутящего момента клиновой цепи, причем возникшую было проблему шумности удалось преодолеть.

DI

– Direct Injection. Аббревиатура, обозначающая непосредственный впрыск топлива как на двигателях внутреннего сгорания, так и на дизелях. При этом топливо напрямую впрыскивается в камеры сгорания, и таким образом обеспечивается наибольший КПД. Проблема дизельных двигателей - шум, возникающий при работе. Он был в значительной степени снижен, например, на автомобилях Audi с помощью точной турбулизации подсасываемого воздуха, которая обеспечивает его наилучшее смешивание с топливом.

DOHC

– Double Overhead Camshaft. Аббревиатура, обозначающая два распределительных вала в головке двигателя.

DSC

– Dynamic Stability Control. Аббревиатура, обозначающая электронную систему стабилизации автомобиля (см. ESP).

Drive by wire

– дословно - управление по проводам. Система, при которой команды водителя передаются не механическим путем, а с помощью электроники. Примеры: электронная педаль газа или электрическое сервоуправление.

Dummy

– манекен, который находится в автомобиле при испытаниях. Датчики, прикрепленные к нему, позволяют судить о тяжести возможных повреждений тела водителя или пассажира.

EBD

– Electronic Brake Distribution. Электронное устройство распределения сил, возникающих в тормозной системе при резком замедлении.





EFI

– Electronic Fuel Injection. Аббревиатура, используемая японскими автопроизводителями для обозначения своей системы электронного впрыска топлива.

ESP

– Electronic Stability Program. Аббревиатура, принятая для обозначения электронной системы стабилизации автомобиля. Ее задача - удержать машину по курсу движения с помощью автоматического целенаправленного торможения отдельных колес при заносе. Если, например, в повороте начинает заносить заднюю часть автомобиля, то внешнее со стороны поворота переднее колесо подтормаживается. При сносе передних колес, наоборот, подтормаживается внутреннее заднее колесо. ESP хорошо зарекомендовала себя во время испытаний, известных как «лосиный тест» (резкая смена полосы движения), и устанавливается в настоящее время на многих автомобилях в качестве одной из основных систем безопасности.

FAP

– Filtre a partikules. Аббревиатура, обозначающая фильтр, улавливающий несгоревшие частички топлива в выхлопных газах дизельного двигателя. Обычно употребляют термин «противосажевый фильтр». Устанавливается все большим числом производителей.

Head-up-Display

– устройство, отображающее показания приборов на ветровом стекле. В настоящее время можно встретить на Chevrolet Corvette.

LED

– Light Emitting Diode. Аббревиатура, обозначающая светодиод.

OBD

– on Board Diagnostics. Аббревиатура, обозначающая бортовую систему диагностики. Подразумевает автоматический контроль технического состояния всех узлов, в том числе устройств, связанных с минимизацией выброса токсичных веществ. Облегчает техническое обслуживание автомобиля.

Pedal Release System

– так называется система GM, которая в случае аварии обеспечивает отделение педального узла от элементов кузова в зоне расположения ног водителя и существенно снижает за счет этого риск получения водителем травм нижних конечностей.

SDI

– Аббревиатура, используемая концерном «Volkswagen» для обозначения атмосферных (безнаддувных) дизелей с непосредственным впрыском топлива.

SIPS

– Аббревиатура от Side Impact Protection System, обозначающая комплексную систему защиты водителя и пассажиров при боковом столкновении, включающую конструкторские решения и специальные устройства: усиление некоторых элементов кузова (дверных проемов, порогов, стоек, поперечин, прочную связку рамы пола), размещение защитных и энергопоглощающих элементов в дверях, а также боковые надувные подушки безопасности. Система была разработана и впервые применена «Volvo» на модели Volvo 850.

TCS

– Аббревиатура от Tracking Control System. Используется для обозначения регулятора пробуксовки ведущих колес (см. ПБС).

TDI

- Аббревиатура используемая концерном «Volkswagen» для обозначения дизелей с непосредственным впрыском и турбонаддувом. TDI с объемом 1,2 л модели Volkswagen Lupo 3L держит мировой рекорд среди легковых автомобилей по коэффициенту полезного действия. TDI помогли автомобилям Volkswagen и Audi стать самыми продвинутыми в классе автомобилей с дизельными двигателями.

Тempomat

– товарный знак «Mannesman VDO», используемый для обозначения системы автоматического поддержания постоянной скорости автомобиля (он же круизконтроль). Позволит снимать ногу с педали газа при длительных поездках по трассе.

Tiptronic

– термин, обозначающий устройство для ручного переключения скоростей автоматической коробки передач. Водитель пользуется либо непосредственно селектором АКП, покачивая его вперед-назад или влево-вправо, либо кнопками на рулевом колесе.

Twin Spark

– дословно - двойная искра: система зажигания, использующая две свечи на один цилиндр(см. рисунок), которая обеспечивает особо надежное воспламенение топливно-воздушной смеси. Кроме того, «двойная искра» сокращает фронт пламени в цилиндре и таким образом повышает коэффициент полезного действия, что, в свою очередь, позволяет увеличить степень сжатия, избегая опасности возникновения детонации. В настоящее время такую систему зажигания используют на автомобилях производства «Alfa Romeo», «Honda» и «Mercedes-Benz», итальянцы же назвали ее Twin Spark.

Vatvetronic

– разработанный на BMW газораспределительный механизм, где наполнение камер сгорания двигателя топливной смесью достигается не с помощью дроссельной заслонки, а путем плавного регулирования подъема впускных клапанов и длительности их открытия. С помощью этой сложной системы можно снизить расход топлива на 10 процентов, а также содержание вредных веществ в выхлопных газах.

VANOS

– аббревиатура, применяемая BMW для обозначения системы изменения фраз в механизме газораспределения. С помощью доворачивания распредвалов обеспечивается сочетание хорошей тяги на низких оборотах с высокой пиковой мощностью, повышая тем самым эффективность работы двигателя.

VТЕС

– так называется система изменения фраз газораспределения двигателя в компании «Honda Motors», аналогичная VANOS у BMW (см. VANOS ).

WHIPS

– Whiplash Protection System, дословно - система защиты от «плетьевого» удара. Название специальной системы безопасности, разработанной «Volvo» и предназначенной для снижения нагрузок на позвоночник и уменьшения вероятности его травмирования при ударе сзади. Система обеспечивает при таком ударе относительно плавное перемещение спинки сиденья назад вместе с телом пассажира.

4 WD

– Four Wheel Drive - привод на четыре колеса. Одна из аббревиатур, применяемых для обозначения полноприводных автомобилей.